100 лет со дня рождения Л.А. Рихтера
Лев Александрович Рихтер навсегда останется в памяти многочисленных его учеников как крупный ученый, талантливый руководитель научных исследований, очень ответственно и добросовестно относящийся к выполняемой работе. Под его руководством более 40 человек защитили кандидатские диссертации, многие из которых затем стали докторами техн. наук, крупными учеными и руководителями энергетических предприятий.
Лев Александрович родился в Москве в 1918 г. в семье инженера-путейца. По окончании Московского энергетического института в 1940 г. занимал различные должности в ВТИ, Рослеспроекте, Главснабугле. Во время войны решал вопросы, связанные с переводом электростанций центрального региона страны с угля, который остался на оккупированной Украине, на альтернативные виды топлива: дрова, сланцы, торф.
Уже, будучи кандидатом техн. наук и проработав в Текстильном и Лесотехническом институтах около 14 лет, перешел на работу в МЭИ на кафедру тепловых электрических станций. В то время на кафедре ТЭС работало много известных ученых, существовало несколько научных групп, которые проводили научные исследования в традиционных для кафедры направлениях. Лев Александрович не стал примыкать к существовавшим научным группам, а продолжил научные исследования, начатые в Текстильном институте, направленные на оптимизацию аэродинамики газо-воздушных трактов ТЭС и котельных, на совершенствование конструкций тягодутьевых машин. В первое время коллеги по кафедре не поддерживали это направление работ, считая его неперспективным. Лев Александрович опроверг пессимистическое мнение коллег, так как объем и направления исследований все расширялись, появились сотрудники и аспиранты, а затем и научная группа профессора Рихтера.
К основным научным заслугам профессора Рихтера можно отнести следующие:
- первым сформулировал необходимость исследования газовоздушных трактов ТЭС как системную задачу и внес решающий вклад в решение каждой ее составляющей;
- выявил причины и описал механизм массового разрушения дымовых труб вследствие возникновения в них положительного перепада статического давления; предложил технические решения для устранения этих причин не только во вновь сооружаемых, но и эксплуатируемых конструкций;
- объединил технические исследования с экономическим анализом и вывел основные уравнения, описывающие оптимальные характеристики элементов газовоздушного тракта, действующие безотказно и в нынешних экономических условиях;
- первым в МЭИ начал заниматься вопросами охраны окружающей среды от выбросов вредных веществ ТЭС;
- все результаты своих исследований, которые впоследствии он ввел в учебный процесс, изложены в его книгах; кроме того, результаты исследований также были отражены в диссертациях аспирантов и докторантов Льва Александровича.
Отличительной особенностью научных исследований, проводимых под руководством профессора Л.А. Рихтера, была их комплексность, т.е. любая проблема исследовалась всесторонне и с помощью различных методов: с использованием математического аппарата, аналогового и физического моделирования. Это позволяло разработать обоснованные рекомендации, которые передавались заказчику. После внедрения рекомендаций проводилась проверка полученных результатов непосредственно на энергетических объектах. Заказчику передавались только всесторонне проверенные рекомендации.
Усилиями профессоров Волкова Э.П. и Рихтера Л.А. в МЭИ была создана проблемная лаборатория «Защиты окружающей среды от вредных выбросов тепловых электростанций», что позволило значительно увеличить штат сотрудников, занимающихся этой проблемой. Сотрудниками этой лабораторий были выполнены многочисленные крупные комплексные исследования с привлечением специализированных организаций на действующих энергетических объектах по определению вредных выбросов ТЭС и их рассеиванию в атмосфере, разработке рекомендаций по снижению воздействия ТЭС на окружающую среду. На большом числе электростанций были внедрены рекомендации, разработанные в МЭИ, которые позволили значительно повысить эффективность улавливания золы в электрофильтрах тепловых электростанций. Были разработаны рекомендации по оптимизации аэродинамики новых типов конструкций дымовых труб ТЭС. Проектирование, строительство и реконструкция большинства крупных энергетических объектов проводилось с привлечением профессора Рихтера или его многочисленных учеников.
Результаты научных исследований нашли свое отражение в учебниках, учебных пособиях, монографиях и научных статьях, написанных профессором Л.А. Рихтером, а также в соавторстве с коллегами и учениками. К подготовке рукописей к изданию Лев Александрович всегда подходил очень ответственно и тщательно выверял каждую строчку. Он стремился, чтобы материал, приведенный в его трудах, содержал новую полезную для энергетиков информацию. Поэтому его книги широко использовались и используются сейчас проектировщиками энергетического оборудования, эксплутационным персоналом ТЭС и котельных, научными сотрудниками, преподавателями вузов и студентами энергетических специальностей. Такие книги, как «Газовоздушные тракты ТЭС», «Вспомогательное оборудование ТЭС», «Аэродинамический расчет котельных агрегатов. «Аэродинамический расчет котельных агрегатов. Нормативный метод» и другие, являются настольными у проектировщиков тепловых электрических станций.
От своих многочисленных аспирантов Лев Александрович требовал такого же ответственного и добросовестного отношения к выполняемым исследованиям. Наиболее сложным для многих аспирантов являлось правильное представление полученных результатов исследований, написание разделов диссертации, так как этому практически не учат в институте. После выполнения этапа исследований Лев Александрович требовал от аспиранта написания раздела диссертации. При этом неоднократно приходилось слышать следующую фразу: «Привяжи себя к стулу и не вставай из-за стола пока не поставишь последнюю точку». Если это не приводило к желаемому результату, то аспиранту объявлялось, что вскоре он будет отчислен. Высокая требовательность и строгость по отношению к аспирантам, возможно, нравились далеко не всем, но аспиранты профессора Л.А. Рихтера подготавливали и защищали в короткие сроки добротные диссертации.
В лекциях, читаемых студентам, профессор Л.А. Рихтер приводил не только основной теоретический материал, но и результаты последних научных исследований. выполненных. На кафедре под его руководством ежегодно занимались научной работой 20-30 студентов. Поэтому определить количество его учеников не представляется возможным, но с полным основанием можно утверждать, что профессором Л.А. Рихтером была создана научная школа, которая существует и в настоящее время. Многочисленные его ученики, которым он сумел привить любовь к науке и ответственность к выполняемой работе, продолжают трудиться в энергетической отрасли.
Лев Александрович не только учил других, но и учился сам. Так, будучи уже в солидном возрасте, он начал заниматься для него новой научной проблемой – снижением шума энергетического оборудования. В короткое время был изучен этот вопрос, проведены совместно с аспирантами, промышленные исследования и разработаны мероприятия по снижению шума энергетического оборудования. Сейчас это направление исследований успешно продолжают ученики профессора Л.А. Рихтера и ученики его учеников.
Лев Александрович обладал не стандартным мышлением, что позволяло ему во многих случаях замечать и находить решение тех вопросов, на которые многие не обращали внимания. Также он обладал тонким чувством юмора и философским складом ума. Для иллюстрации этого можно привести такай пример. Однажды, при подготовке к выпуску второго издания монографии «Газовоздушные тракты ТЭС» Лев Александрович пришел на работу после посещения редакции в не очень хорошем настроении. Это объяснялось тем, что редактор сказал, что за время, прошедшее после первого издания книги, изменилась терминология и теперь “критерий Рихтера” надо называть “числом Рихтера”. Через некоторое время настроение Льва Александровича резко улучшилось, и он произнес: «А ведь за столько лет “число π” никто не сумел отменить. Поэтому пускай будет “число Рихтера”».
Лев Александрович был мудрым человеком и некоторым его высказываниям и наставлениям следует руководствоваться в работе и сейчас. Например, он говорил: «Если хочешь решить какой-то важный для тебя вопрос, езжай и разговаривай с человеком, от которого зависит решение этого вопроса. Если хочешь, чтобы тебе отказали, то позвони по телефону». Опыт работы неоднократно подтверждал правильность этого высказывания.
Профессора Л.А. Рихтера нет с нами уже почти двадцать пять лет, но его дело живет в его трудах и изобретениях, а главное, в его учениках, которые продолжают и развивают научные направления, начатые под его руководством. Есть “число Рихтера” и “всасывающие карманы Рихтера”, которые являются общепринятыми понятиями в научной и технической литературе.
Прохоров В.Б.
Тувальбаев Б.Г.
Чернов С.Л.
|
Открыт доступ к электронному архиву журнала в РИНЦ за период с 1991 по текущие номера этого года
Принимаются заявки на размещение рекламы в выпусках 2024 г.
партнеры журнала
|